Практика страхования ответственности строительных СРО
Бюллетень недвижимости, Санкт-Петербург,
19 июля 2009 г.
Строительные СРО граждански безответственны 4654 просмотра
Федеральная антимонопольная служба России сочла коллективное страхование рисков при строительстве в рамках саморегулируемых организаций незаконным. Впервые обнародовать свою позицию по этому вопросу ФАС пришлось после запроса страховой компании «Гефест». И теперь становится очевидным, что существующая система функционирования СРО не сможет в полной мере решить всех проблем ответственности строителей.
Работа над законом о саморегулируемых организациях не прекращается несколько лет и продолжается до сих пор, несмотря на то, что уже идет регистрация самих СРО. Как сказал директор департамента недвижимости ООО «Лидер Групп» Виталий Виноградов, «нет идеального закона, принятого с первого раза и без поправок. Всегда есть моменты, которые нужно доработать».
Идея коллективного страхования ответственности всегда обсуждалась в среде строителей, но никто не интересовался, как к этому отнесутся государственные органы власти. Ситуация прояснилась после того, как представители страхового общества «Гефест» решили узнать, что по этому поводу думают в главном антимонопольном ведомстве. Интерес САО «Гефест» к теме страхования в рамках СРО не случаен. Компания давно участвует в разработках различной документации, связанной со страхованием ответственности саморегулирующихся строителей, и именно она направила запрос в ФАС.
Ответ антимонопольщиков был неутешителен: коллективное страхование ответственности членов СРО в строительстве недопустимо. Градостроительный кодекс, сказано в разъяснительном письме ФАС, не заставляет членов саморегулируемых организаций страховаться в принципе – только по их собственному желанию, облеченному в уставные документы СРО. Общий договор со страховой компанией в этом случае, полагают в ФАС, ограничивает право строительных компаний на свободный выбор страховщика, а страховщики лишаются возможности конкурировать между собой. Словом – см. ч. 3 ст. 11 закона «О защите конкуренции».
История вопроса
С 1 января 2010 года в России отменяется лицензирование компаний, занятых в строительной отрасли. Вместо лицензий, ранее выдаваемых государством, строительные компании обязаны вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО), зарегистрированных на территории России, и получить от них допуск для работы.
Одной из главных задач СРО объявлена гражданская ответственность строительных компаний перед третьим лицами. Для этого законом была предусмотрена консолидированная ответственность участников каждой организации. Изначально предполагалось, что СРО должна сформировать компенсационный фонд или коллективно страховать ответственность своих членов. Деньги думали направлять на погашения убытков, полученных в результате работы компаний на рынке. А после внесения в закон о СРО соответствующих поправок строителям представилась еще одна возможность: одновременно формировать компенсационный фонд, а каждой компании - самостоятельно страховать свои риски.
Один из инициаторов поправок, генеральный директор СРО «Межрегиональное объединение строителей» Михаил Викторов, рассказал, что сейчас в России зарегистрировано 17 саморегулируемых организаций в строительной отрасли, и все они используют именно смешанную модель. Как правило, компенсационный фонд в СРО минимален: не менее 300 тыс. рублей на всех участников, - это требование законодательства.
Такой подход не всегда способен решить все проблемы, возникающие в строительной отрасли. К примеру, подобная схема не спасет дольщиков при банкротстве строительной компании. Денег фонда едва хватит после банкротства нескольких компаний на достройку их объектов, после чего компенсационный фонд опустеет. Дело в том, что фонд формируется из единовременных взносов при вступлении компании в СРО. Получается, для пополнения требуется привлечение в организацию новых компаний.
Строители говорят, что договор на вступление в СРО предусматривает невозвратность взносов, если компания решит покинуть одну организацию для вступления в другую. И этот круг не разомкнуть: так как нести дополнительные расходы у строителей нет не только желания, но и свободных средств, ожидать массовых переходов строителей из одного СРО в другое вряд ли стоит.
Что касается существующих форм страхования, то речь идет в большей степени о технологических рисках, - полагает директор ООО «Питер Девелопмент» Дмитрий Миронов. «Конечно, бывает, и башенные краны падают, но не так часто, как возникают проблемы с дольщиками, - говорит он. - Страховые компании не берутся страховать подобные риски. Выходом из ситуации могло стать коллективное страхование или специальный закон».
По словам депутата Госдумы Александра Когана, работа над законопроектом о страховании в строительстве уже ведется. Об этом он заявил на совместном совещании рабочей группы «Единой России» по вопросам обманутых дольщиков и администрации Петербурга. Но добавил: дело идет очень тяжело. Эксперты страховых компаний не могут подсчитать объемы рынка строительных услуг и не понимают, какие деньги на нем крутятся, чтобы определить тарифную политику.
За чей счет
Однако не всем строителям нравится подобный поворот событий, так как они считают, что придется нести дополнительные расходы за компании, которые не способны грамотно и профессионально работать, - полагает гендиректор ООО «ЮИТ Лентэк» Михаил Возиянов. Именно по этой причине несколько лет назад не был сформирован специальный фонд. Тогда вице-президент Петербургского Союза строительных компаний Лев Каплан предлагал администрации города идею создания резервного фонда - крупные застройщики за счет собственных средств сформировали бы резервный фонд для решения проблем с обманутыми дольщиками. В то время представители крупных строительных компаний отвергли эту идею, мотивируя свое решение как раз нежеланием нести дополнительные расходы за недобросовестных застройщиков.
Позднее, когда обсуждался сам федеральный закон о СРО и поправки к нему, идея консолидированного страхования ответственности обсуждалась уже на федеральном уровне. «Летом прошлого года эта тема перестала муссироваться строительным сообществом, так как все СРО прошли по пути разделения взносов и страхования, - говорит Михаил Викторов.
Работа над законом о СРО действительно не прекращается. Поэтому вопрос коллективного страхования ответственности мог возникнуть в любой момент, но возник он, когда представители страхового общества «Гефест» решили узнать, что по этому поводу думают в главном антимонопольном ведомстве.
Зря спорили
Стоит заметить, что такая «подвешенная» ситуация не на руку и саморегулируемым организациям, и региональным властям. К примеру, в Петербурге правительство хотело бы привлечь СРО к мониторингу рынка, чтобы они рекомендовали качественные, ответственные компании. «На тендере мы обязаны выбирать компанию, которая предложит меньшую цену, даже если это будет откровенный демпинг. Отказаться от услуг такой компании в рамках действующего законодательства мы не можем. Поэтому город хочет передать функции контроля над рынком общественным объединениям. Они должны проверить своих коллег на чистоплотность и создать механизм страхования рисков, которые могут возникнуть в ходе их деятельности», - заявил весной этого года председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко.
Генеральный директор СРО «Ассоциация строительно-промышленного комплекса Северо-Запада» Алексей Белоусов рассказал, что сейчас при его организации аккредитовано 11 страховых компаний, имеющих высокий рейтинг стабильности. Каждая строительная компания может самостоятельно выбрать партнера для страхования своей гражданской ответственности. Однако уже в начале лета проведенная СРО аккредитация была поставлена под сомнение со стороны других страховых компаний города. В этот раз ФАС по Петербургу и Ленобласти не нашла нарушений антимонопольного законодательства. Однако гарантий того, что в будущем страховщики, не имеющие статус аккредитованных компаний при СРО, не захотят оспорить существующий механизм, нет.
Таким образом, за полгода до начала действия новых правил игры изменилось только одно: бремя ответственности за недобросовестных застройщиков переложено с органов государственной власти на общественную организацию. Однако способы компенсации со стороны СРО остаются до конца не ясными.
От кого страхуемся
Существующим положением вещей недовольны и сами страховщики, ведь ситуация может усугубиться после отмены лицензирования в строительстве в РФ, и полезное начинание окажется профанацией. Об этом заявили «Интерфаксу» руководители страховых компаний. По словам заместителя генерального директора «Ингосстраха» Николая Галушина, дело в том, что строительных СРО по закону может быть в РФ несколько, и требования к условиям страхования устанавливаются самими этими организациями. «Допустим, серьезные подрядчики устанавливают сумму страхового покрытия по полису 10 млн рублей (условно), а безответственные строители довольствуются страховой суммой в 10 тыс. рублей, чтобы свести размер страхового взноса по полису к мизерным значениям, – сказал он. - В какое СРО вступать – дело самих строительных организаций. В результате страхование в ряде ситуаций окажется недостаточным, выплаты – смехотворными, пострадает репутация всего страхового сообщества в РФ при возникновении публичных скандалов на социально острую тему».
Заместитель исполнительного директора Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Батуркин добавил, что предпочтительной формой гарантии сегодня для строителей оказывается полис страхования ответственности. Однако правила, по которым должны страховаться члены СРО, а также требования к выбору страховых организаций, нигде не опубликованы.
Игорь ФЕДОРОВ
Вся пресса за 19 июля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Антимонопольная политика, Регулирование, Строймонтаж страхование (CMR)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
|
NEWS.ru, 26 декабря 2024 г.
Страховщик раскрыла, почему нужно повысить штрафы за отсутствие ОСАГО
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 декабря 2024 г.
В Кургане по делу автоподставщиц Камшиловых задержали еще одного фигуранта
|
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|